28 апр. 2012 г.

ЖКХ России: через тернии к звездам


12 и 13 апреля в Москве прошел традиционный Всероссийский форум жилищно-коммунального хозяйства. Из-за аномально затянувшихся холодов время проведения форума в этом году пришлось сдвинуть на месяц (обычно он проходит в середине марта). Открывая пленарное заседание, министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин поздравил профессионалов отрасли... с Днем космонавтики, с которым совпало начало работы форума. По его мнению, несмотря на все сложности, отрасль завоевывает сегодня новые рубежи, поэтому освоение космического пространства может быть для нее символом и ориентиром. Впрочем, с первых выступлений речь пошла о более земных проблемах.
Дорога к прозрачности оказалась прямой и короткой

Сфера ЖКХ отличается от других секторов экономики тем, что она затрагивает буквально каждый дом и каждую семью. По словам члена Совета Федерации РФ Аркадия Чернецкого, в отрасли накопилось большое количество проблем, решение которых – это не только экономическая необходимость, но и «вопрос социального мира в обществе». Для выполнения поставленных задач нужны новые идеи и решительные шаги. Впрочем, то и другое уже имеется. Например, в этом году государство впервые стало требовать от управляющих компаний полноценного раскрытия финансовой информации. Эта мера понравилась далеко не всем бизнесменам. Например, в Москве, как рассказал заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, властям пришлось оштрафовать на 250–300 тыс. рублей 107 компаний за утаивание коммерческой информации. В результате к апрелю проблема была полностью снята с повестки дня: на сегодня все московские УК стали если не белыми и пушистыми, то хотя бы прозрачными в отношении своих финансовых показателей.

Сфера ЖКХ в последнее время была предметом жарких дискуссий в обществе и в прессе. Однако нельзя не заметить принципиальные позитивные сдвиги в отрасли. По мнению Владимира Талалыкина, первого заместителя генерального директора федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, нормативное и финансовое обеспечение деятельности системы ЖКХ за последние несколько лет кардинально улучшилось. При этом на первый план выходят вопросы эффективности использования бюджетных средств. А средства серьезные. Фондом ЖКХ выделено на поддержку отрасли более 430 млрд рублей, из которых 320 млрд руб. – это деньги самого фонда, а 113 млрд руб. предоставлено регионами. На капитальный ремонт жилья направлено 213 млрд руб., а с учетом софинансирования регионами – 300 млрд руб. Это позволило улучшить жилищные условия 17 млн человек. Еще 137 млрд руб., включая средства Фонда в размере 106 млрд руб., израсходованы на переселение из аварийных домов, что позволило расселить 20 тыс. аварийных домов, в которых проживало 337 тыс. граждан.

Снести нельзя помиловать

Тема сноса и расселения аварийного жилья оказалась на форуме на острие дискуссии. Как известно, было принято решение о продлении срока действия Фонда ЖКХ, однако направление его работы изменится. Как рассказал В. Талалыкин, буквально за день до начала Форума ЖКХ председатель правительства РФ Владимир Путин заявил на заседании кабинета, что отныне средства самого Фонда будут направляться на расселение аварийного жилья, в то время как проблема капитального ремонта будет отныне решаться регионами за свой счет. До сих пор местные власти весьма неохотно признавали жилье аварийным. Теперь ситуация может кардинально измениться. Галина Хованская, председатель комитета Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ, высказала опасения, что муниципальные и региональные власти будут теперь записывать в аварийные даже те дома, которые просто требуют ремонта. Это позволит им больше получить из центра и меньше расходовать свой бюджет. А федеральный бюджет будет финансировать все это творчество чиновников на местах. Особенно остро такая проблема может встать в дотационных регионах.

Вообще 2012 год обещает стать чрезвычайно «урожайным» на судьбоносные для отрасли ЖКХ нормативно-законодательные инновации. Уже принят целый ряд важных документов на уровне решений правительства, готовятся соответствующие нормативные акты. Министерством регионального развития разработан и внесен в Правительство РФ важнейший для отрасли документ – Стандарты управления многоквартирными домами. Также готовятся нормативные акты, которые призваны установить минимальный перечень работ в сфере ЖКХ и механизм постановки на учет бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры. А Государственная дума готовится в самое ближайшее время рассмотреть ряд законов, имеющих прямое отношение к жилищному рынку и сфере ЖКХ. На рассмотрении профильного комитета в этом году находится более 70 законопроектов. По словам Галины Хованской, три из них коснутся буквально каждого: поправки к Жилищному кодексу на тему капремонта, изменение закона о Фонде ЖКХ и закон о саморегулировании в сфере ЖКХ.

СРО или не СРО?

Вопрос о саморегулировании – еще одна тема для дискуссии, которая началась уже на первом пленарном заседании форума. В Министерстве регионального развития, которое и внесло этот законопроект в Госдуму, видят и в использовании механизма саморегулирования в ЖКХ большой потенциал. Инициативу поддерживает ряд депутатов, включая первого заместителя комитета по ЖКХ Елену Николаеву. Однако эта идея вызывает неоднозначную реакцию. В частности, руководитель того же комитета Г.Хованская заявила: «Если будет введено требование обязательного участия управляющих компаний в саморегулируемых организациях, то это нарушит право потребителя привлекать компанию, которая не состоит в СРО». Также она критически высказалась по поводу требования для любых субъектов бизнеса установить одинаковые взносы в СРО, что ударит по малым предприятиям и частным предпринимателям. Ей кажется сомнительным и норматив, по которому в СРО должно быть не менее ста членов: во многих регионах просто нет такого числа компаний, уверяет Хованская. Идея СРО в сфере ЖКХ не нравится и московским властям, о чем прямо заявил Петр Бирюков, который считает, что не стоит отдавать на откуп СРО вопрос допуска на рынок. Потребитель должен сам решать, кому он доверяет управление своим домом. Впрочем, Виктор Басаргин заверил, что механизм СРО никоим образом не ставит под сомнение право потребителя свободно выбирать управляющую компанию.

Весьма острым остается и вопрос о капитальном ремонте. Министр регионального развития РФ откровенно признал, что закон о капремонте (по сути, это поправки в ЖК и ряд других законов) может стать весьма непопулярным в обществе, поскольку предполагается переложить бремя расходов с государства на собственника. Надо заметить, что этот вопрос назрел давно, но он неоднократно откладывался из-за нежелания нервировать электорат накануне тех или иных выборов. Очевидно, что государство с 1990-х годов активно подталкивало население к приватизации жилья – не в последнюю очередь для того, чтобы снять с себя непосильную ношу расходов на ЖКХ и благодаря реформе налоговой политики превратить жилье из статьи расходов в статью доходов для государства. Процесс этот сильно затянулся, завершение бесплатной приватизации переносилось, жилье очередникам по-прежнему предоставляется в собственность. Но всему этому скоро придет конец: за счет бюджета жилье будут предоставлять только в социальный наем (будущие условия которого пока не очевидны), будет введен налог на недвижимость с оценкой базы на основе рыночных цен, а капремонт будет в лучшем случае софинансироваться за счет бюджета. И очень важно все эти решения провести аккуратно и продуманно, поскольку все они чреваты негативным отношением общества, привыкшего к системе патернализма, когда все решают чиновники и их же можно потом во всем обвинить, если что не так.

Тихая эволюция

В некоторых регионах перестройка системы финансирования уже началась. Петр Бирюков рассказал о том, как столичным властям удается подготовить москвичей к «новой реальности», постепенно и, что немаловажно, на добровольных основах вводя альтернативную систему софинансирования капитального ремонта за счет жителей. Гражданам предлагают внести всего 5–6% от стоимости ремонта, остальное платит город. При этом жители получают реальный контроль над подрядчиками – от определения перечня и характера работ до подписания актов. Жители, принявшие участие в программе по этой схеме, продвигаются в начало очереди на капремонт. Результаты обнадеживают: в 2011 году с привлечением софинансирования со стороны граждан в первопрестольной было отремонтировано 170 домов. И что самое главное, никаких нареканий от жителей по качеству ремонта на этих объектах не поступило. Еще одна острая проблема отрасли – большое количество фиктивных ТСЖ, созданных отдельными лицами с нарушением закона для единственной цели – личного обогащения за счет жителей и госдотаций. Еще совсем недавно московские и другие региональные власти спускали своим подчиненным разнарядки по числу ТСЖ и всячески агитировали население за эту форму управления, чреватую махинациями. А на факты поддельных протоколов общих собраний смотрели сквозь пальцы.

Сегодня московские власти откровенно признают, что «не доглядели»: около трети из 6700 тысяч городских ТСЖ липовые. Их уже начали закрывать. В марте отрапортовали о закрытии первой сотни, а до конца года планируют закрыть не менее двух тысяч фиктивных ТСЖ. Парадокс в том, что в обсуждаемых сегодня законопроектах опять фигурируют процентовки, согласно которым к фиксированной дате необходимо создавать определенное число ТСЖ. По мнению Г. Хованской, это абсурдное требование необходимо немедленно дезавуировать. Также в комитете Госдумы по ЖКХ призывают не на словах, а на деле снять препятствия в постановке на кадастровый учет земельных участков многоквартирных домов. Пока участок не поставлен на учет, он является собственностью муниципалитета, что становится тормозом в переходе к системе, при которой собственник жилья является реальным, а не номинальным хозяином своего дома – к системе, без которой все разговоры о реформировании ЖКХ рискуют так и остаться разговорами. Виктор Басаргин сообщил, что сейчас постановка на учет земельных участков упрощена и ускорена, однако сами жители не всегда хотят брать ответственность за территорию, когда понимают, что это чревато платежами за сам участок и расходами на его содержание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий