19 мар. 2012 г.

Все идет по плану: тихая катастрофа памятников истории



Чиновники признают: 40% городских памятников в неудовлетворительном состоянии, 10% — в аварийном. Сохранение объектов культурного наследия Москвы остается одной из самых проблемных городских программ.

Власти подвергаются жесткой критике за снос памятников архитектуры и за недостаточное давление на собственников, не желающих содержать исторические здания в надлежащем виде. О том, что намерено делать столичное правительство в этой сфере, рассказала советник первого заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Елена Свирина на выставке «ДОМЭКСПО».

В поисках гармонии

Многие проблемы культурного наследия городские власти пытались до последнего времени решать в режиме «ручного управления». Однако сейчас правительство города делает ставку на гармонизацию московского законодательства с федеральным и на ужесточение контроля над собственниками исторических зданий. Чиновники признают, что в настоящее время законы Москвы в области государственной охраны объектов культурного наследия содержат большое количество пробелов и зачастую прямо противоречат федеральным. Нет единой методики экспертного анализа и четких критериев отнесения исторических зданий к объектам культурного наследия. Даже для тех объектов, которые вошли в этот перечень, зачастую не установлены режимы использования земель или охранные обязательства. Отсутствует единая система планирования реставрационных работ, не подготовлены четкие правила проектирования, нет механизма привлечения внебюджетных средств.

При этом, как уверяют в Департаменте культурного наследия города, критика со стороны СМИ и общественных объединений часто связана с непониманием правовых реалий в сфере охраны памятников архитектуры. Например, в последнее время появились репортажи о том, что в Москве тысячи бесхозных исторических объектов находятся на грани полного разрушения. Но Е. Свирина уверяет, что в реальности таких зданий не более двух-трех десятков: «Если дом не занят, это совсем не значит, что ни у кого нет на него документов», — говорит она. Если в течение пяти лет собственник или арендатор не производит положенных реставрационных работ, то охранный договор с ним расторгается, и это может служить основанием для передачи документов в суд для лишения его прав на недвижимость. «Если не выполняются охранные договоры, мы выходим с исками об их расторжении, направляем сведения в Департамент имущества, — говорит Е. Свирина. — Но подобные процессы, к сожалению, длятся годами». Поэтому необходимо не только критиковать власть, но и усиливать юридические позиции города в подобных судебных тяжбах.

К СВЕДЕНИЮ

Оценка технического состояния объектов:
2638 — удовлетворительное
1035 — неудовлетворительное
248 — аварийное
Источник: Постановление Правительства Москвы № 431-ПП от 20.09.2011 г. (Государственная программа «Культура Москвы 2012-2016 гг.»)

Кому война, кому мать родна

Если памятник находится в аварийном состоянии, оказывается, это часто бывает выгодно собственнику, поскольку признание здания аварийным позволяет его снести, невзирая на статус. Совсем недавно власти Санкт-Петербурга обещали пойти навстречу активистам общественных организаций, выступающих за сохранение исторического облика города, с тем чтобы инициировать исключение из законодательства нормы, позволяющие сносить аварийные памятники архитектуры.

Сейчас существуют технологии, благодаря которым можно при наличии адекватного финансирования реставрировать объект, находящийся практически в любом состоянии. Если подобную норму удастся провести на федеральном уровне, это поможет спасти тысячи памятников по всей стране. Столичные власти видят свою роль в том, чтобы максимально упрощать бюрократические процедуры, идти навстречу инвесторам, где это возможно. Однако в реальной жизни процесс восстановления объектов тормозится из-за того, что собственники, готовя проект, плохо понимают специфику реставрации. Сценарий «снести и построить заново» нередко использовался в последние годы, но он противоречит самой сути реставрации. Даже если фасад здания в точности скопирован, это лишь муляж снесенного строения.

Разумеется, реставрация стоит гораздо дороже, но это та цена, которую должен платить собственник, желающий сохранить в своих руках знаковый исторический объект. «Нам не нужны суррогаты, — говорит Е. Свирина. — Основной постулат реставрации — это подлинность». Много препятствий связано с обременениями. Достаточно сказать, что из 200 объектов, которые наиболее остро нуждаются в реставрации, 180 имеют имущественные обременения.

Всего на территории Москвы расположено 7048 объектов, подлежащих государственной охране: здания, сооружения, группы строений, земельные участки, природные ландшафты. Из их числа в аварийном состоянии находится 248 зданий и 151 сооружение. К 2013 г. планируется завершить разработку градостроительных регламентов в границах охранных объектов. А доля объектов культурного наследия, зарегистрированных в едином реестре памятников истории и культуры, должна вырасти с 2011 по 2015 г. с 10 до 100%. Однако, по мнению чиновников, все эти учетные процедуры дадут результат лишь при условии доработки законодательства и ужесточения правоприменительной практики в сфере охраны памятников.

Недвижимость & Цены

Комментариев нет:

Отправить комментарий