5 мар. 2012 г.

Открытому обществу — открытый город


Архитекторы призывают власти Москвы изменить планировочную идеологию.

Во времена строительного бума в Москве было модно начинать статьи на тему того, как преобразился архитектурный облик столицы. Однако 20 лет спустя после начала рыночной застройки ведущие российские архитекторы признают, что появление в Москве интересных образцов современной архитектуры не улучшило качество городской среды. И главной проблемой стала не сама архитектура, а сохранившееся убожество общего благоустройства и закрытость от общества новых оазисов элитного благополучия. Есть ли выход из этой коллизии, постепенно превращающей Москву в город контрастов? Можно ли при дефиците земли создавать общедоступные внутриквартальные островки природы, свободные от машин и уродливых коммунальных построек? Именно эти вопросы поставили перед собой семь известных архитекторов, объединившихся вокруг проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Поставили и ответили на них утвердительно, создав проект первого в городе элитного квартала, который будет открыт для всех.

Как мы до этого докатились

Чтобы понять, как маститые архитекторы, востребованные элитой, докатились до такого неожиданного демократизма, имеет смысл вспомнить истоки проблемы. Уникальность Москвы — это не только ее архитектура, но и ее дворы. Правда, дворы стали и основной причиной ее транспортного проклятья, поскольку они заняли территорию, на которой по логике современной урбанистики должна развиваться вторичная дорожная сеть. Ситуация усугубилась начиная с 1970-х гг., когда к городу присоединились территории от нынешнего Третьего кольца до МКАД. До сих пор некоторые мегакварталы, окруженные линиями железной дороги, промзонами и парками, не имеют транзитных связей с соседними районами. Тогда же, в 1970–1980-х гг., возникла планировка спальных районов, которая тиражируется до сих пор: причудливые «красные линии», гигантские пространства между домами, которые заняты школами, детскими садами и огромными коммунальными будками, узкие внутри­дворовые дороги, отсутствие парковок.

Уже в XX в. все это не соответствовало реалиям городской жизни. Но власти пошли по пути тривиального уплотнения. Тезис о комплексной реконструкции кварталов начал активно использоваться московскими властями с 2008 г. Это стало реакцией на вынесенное правительством Кремля требование отказаться от точечной застройки. Весной 2007 г. тогдашний мэр Юрий Лужков заявил, что город полностью откажется от точечной застройки, добавив, что новые дома должны строиться только на освобожденных площадках. В августе того же года вышло соответствующее постановление правительства Москвы, но красивые слова так и остались словами. Начатые точечные проекты достраивались, а сам запрет на уплотнительную застройку, как оказалось, не касался городского заказа. Несколько одиозных проектов отменили, но в целом мало что изменилось. Поскольку при комплексной реконструкции всегда была доля горзаказа, то уплотнение продолжилось прежними темпами, а монополизация рынка усилилась.

Первые попытки

Самостоятельные попытки застройщиков создать привлекательные рекреационные территории, открытые для публики, предпринимались, но их нельзя считать образцовыми. Например, в элитном ЖК «Алые паруса» благоустроенная набережная закрыта от внешних посетителей, хотя в пресс-службе компании пояснили, что «Донстрой» реконструировал в том же стиле и часть прилегающей муниципальной набережной. Что касается более демократичного сегмента рынка, то здесь было не до красоты: все строилось по лекалам 1980-х, только выше и плотнее. Едва ли не единственным исключением обещал стать «Полуостров Крым» (квартал 75–77 «Волхонка-ЗИЛ») — один из самых крупных проектов, включенных в программу правительства Москвы по комплексной реконструкции кварталов. Он предусматривал весьма продвинутое благоустройство с элементами ландшафтного дизайна, который трансформировал внутри­квартальное пространство в подобие крымских парков и набережных. Причем все это должно было стать открытой территорией. Однако красивые планы не реализованы до сих пор.

Таким образом, концепция нового открытого города пока так и остается мечтой. Пожалуй, единственный строящийся проект, в котором сказка все же станет былью, — это «Садовые кварталы», новый микрорайон, расположенный на второй линии от Комсомольского проспекта недалеко от метро «Фрунзенская». Нельзя не признать, что это проект для Москвы уникален. В компании «Уникор», которая управляет строительством, уверяют, что комплекс станет рекреационным центром для всего района Хамовники. Изюминкой будет не только интересная современная архитектура, но и благо­устроенные открытые пространства, полностью свободные от машин и изолированные от городского шума и суеты (но не от жителей города). Выезд машин на уровень внутриквартальных скверов будет технически невозможен: под всем комплексом размещена многоуровневая парковка, из которой можно будет попасть прямо в здания. Аналогичное решение впервые в Европе было применено в 1960-70-х гг. в парижском районе Ла-Дефанс, с той разницей, что Дефанс — это главным образом деловой центр, и там очень мало зелени.

Green & open

Сегодня, когда городская экология стала ключевым трендом, а «зеленое строительство» перестает быть экзотикой, идеал городской среды в глазах общества трансформируется. Человеку важна непосредственная близость к природе, желательно с видом на нее из собственного окна. Поскольку возможности строительства вдоль природных зон полностью исчерпаны, то природу необходимо создавать внутри строящихся кварталов. Для инвестора это дорого, но затраты окупаются: люди готовы платить за качество жизни. Технически подобные решения возможны, на площадках, которые можно полностью очистить от прежней застройки. В частности, «Садовые кварталы» строятся на месте выведенного в промзону завода «Каучук». Из 11 га освобожденной территории только 4,5 га будут занимать дома и приватные дворы, а 6 га отводятся под открытые природные территории. Центральным ядром комплекса станет сквер с прудом площадью 1,8 га. Из окон некоторых квартир будет вид на благоустроенный водоем, что особенно ценится покупателями.

Аркадий Воловник, вице-президент по развитию девелоперских проектов УК «Уникор», говорит, что можно было бы не делать это зеленое ядро, но проект бы от этого сильно проиграл, лишившись своей изюминки. Кроме того, дополнительные расходы окупятся за счет более высоких цен на видовые квартиры. Поэтому, считает он, такой подход к планировке можно тиражировать без ущерба для бизнеса. А возможности для такого строительства имеются: в Москве более 10 тыс. га промышленных территорий, в том числе 2 тыс. в ЦАО. Центральное ядро «Садовых кварталов» ни при каких обстоятельствах не будет застроено жильем, заверил А. Воловник. И дело не только в том, что компания не собирается обманывать покупателей. По нормативам должно возводиться не более 25 тыс. кв. м жилья на 1 га, а эта норма в проекте почти выбрана. К тому же проведена огромная инфраструктурная подготовка, связанная с возведением подземных уровней под зданиями и открытыми зонами. По объему подземное пространство «Садовых кварталов» будет превосходить этот показатель в «Афимолл Сити» ММДЦ.

Уроки «золотой мили»

Решение привлечь к проекту несколько архитекторов возникло не сразу. Сначала создали объемно-планировочную концепцию, ключевыми установками которой были здоровый консерватизм, экологичность, функциональность и стремление создать уникальный продукт. Когда пришли к тому, что архитектура домов не должна повторяться, помимо главного архитектора Сергея Скуратова пригласили еще шесть архитектурных бюро. «В архитектуре количество никогда не переходит в качество, — говорит С. Скуратов, — если бы я все проектировал сам, получилось бы хуже. С технической точки зрения это самый сложный проект в моей жизни, поскольку он включает огромное подземное пространство в трех уровнях, которое свяжет всю площадь комплекса. Эта задача была гораздо сложнее, чем проектирование самих домов». Все семь архитекторов работают в одном жанре «умная современная архитектура». Впрочем, основная нагрузка легла на С. Скуратова: помимо подземной части квартала он спроектировал 24 из 36 зданий.

По мнению архитектурного критика Николая Малинина, в «Садовых кварталах» каждое здание — архитектурный шедевр, но в проекте важны не сами дома, а то, как организовано пространство между ними. Это то, чего не удалось добиться на «золотой миле», из-за чего, по словам Н. Малинина, опыт Остоженки кажется трагическим. Парадокс в том, что тему трагедии Остоженки подхватывают и сами архитекторы, некоторые из которых сами там не так давно работали. По словам архитектора Юрия Григоряна, проблема Остоженки совсем не в том, что там не хватает торговой или развлекательной инфраструктуры, это другой тип застройки — более приватной. Такие районы есть и в Лондоне, и в других городах — там люди просто живут. Но беда в том, что городские власти не захотели пойти навстречу архитекторам, которые пытались как-то организовать и благоустроить на Остоженке свободные зоны. Когда этот вопрос поднимали перед Москомархитектурой и НИиПИ Генплана, предлагали им комплексно реконструировать квартал, то чиновники просто отмахнулись и ответили: «Там уже все равно все поделено».

Народ выступает… но безмолвствует

Юрий Григорян, считает, что проект «Садовые кварталы» — это трагическая попытка девелопера преодолеть невнимание города к проблеме открытых пространств. Но почему горожане не требуют от властей нового качества городской среды? Почему в городе, занимающем второе место в мире по размеру бюджета, необходимо жить по стандартам советской эпохи: кривые, вечно ржавые заборчики, сваренные местными умельцами из железных уголков и арматуры. Асфальтовые тротуары без бетонного основания, положенные прямо на землю, с вечными лужами и трещинами. Редкие дорожки во дворах, ведущие не туда, куда идут люди, и вечно вытоптанные из-за этого газоны. И все это хаотично заставлено грязными машинами, для которых нет нормальных парковок… По мнению архитекторов, причина всей этой «архаики» кроется в том, что даже просыпающееся сегодня гражданское общество все еще не осознает своих интересов в градостроительной сфере и не имеет инструментов для их реализации.

«Общественные слушания, как о них рассказывает главный архитектор города Александр Кузьмин, — это профанация, — рубит с плеча С. Скуратов. — Нужен содержательный диалог власти с обществом на тему концепции застройки, а не только обсуждение отдельных проектов. Жители должны стать полноценными участниками архитектурного процесса. Для этого надо создавать и показывать им примеры современной организации городского пространства и формировать инструменты диалога с властью, которые существуют за рубежом. Сейчас таких инструментов в России нет». Город разделен на функциональные зоны, и это бессмысленное зонирование считается чуть ли не последним словом градостроительства. В результате жилье и парки существуют отдельно. При обилии природных зон в городе негде гулять. В Москве нужно создавать новую форму общественных пространств, считают архитекторы, привносить новые природные ландшафты в зоны жилой застройки.

Какой там город-сад? Хоть бы квартал…

Не обошли архитекторы вниманием и злободневную тему отмены инвестконтрактов. Признав, что настала пора остановиться и задуматься об итогах недавнего строительного бума, С. Скуратов, однако назвал трагичной ситуацию, когда в одночасье пересматривают сотни проектов. «Сейчас в Москве изменилась власть, — говорит он. — И вещи, которые нам казались очевидными, тоже изменились. Триста проектов отменено. Для меня это звучит трагически, я всегда боюсь в России таких перемен. Надеюсь, что в «Садовых кварталах» нам удастся все построить в полном объеме, иначе не получится обеспечить чистоту эксперимента».

Правда, проекту «Садовые кварталы» отмена городского инвестконтракта не грозит, поскольку его нет: вся площадка в собственности у девелопера. И все же содействие властей необходимо, поскольку проект затрагивает реконструкцию нескольких городских улиц. «Я точно знаю, что в этом проекте мы делаем очень хорошее дело для города — создаем ролевую модель, на которую можно будет опереться, — говорит С. Скуратов. — И нам бы хотелось, чтобы город нас в этом поддерживал. Мы еще только в начале пути».


МНЕНИЕ

Юрий Григорян, архитектор:
«Город относится к застройке, как к инвестиционной деятельности. Ему все равно, будет в каком-то квартале парк или нет. Поэтому общество должно само педалировать эту тему. Нужно создавать внутриквартальные природные островки, открытые для всех, избавляясь от своих фобий, от стремления спрятаться за забором, находить разумный баланс приватности и открытости жизни, безопасности и доступности».

К СВЕДЕНИЮ

Первая очередь «Садовых кварталов» будет закончена в 2013 г. (один дом уже построен), а весь проект обещают завершить в 2017 г.
В элитном микрорайоне будет построено более тысячи квартир от 1 до 5 комнат (от 60 до 600 кв. м) и многоуровневые пентхаусы. Общая площадь жилищной составляющей проекта — 145 тыс. кв. м.
Помимо жилья в комплексе будет большая деловая часть общей площадью 100 тыс. кв. м, которая в качестве планировочного центра имеет свое открытое пространство.
Подземный паркинг рассчитан на 3,6 тыс. машино-мест — не менее двух мест на квартиру плюс дополнительные стоянки для работников делового центра и посетителей.


Дмитрий Кузнецов, директор департамента элитной недвижимости компании Est-a-Tet
Аркадий Воловник, вице-президент по развитию девелоперских проектов УК «Уникор»
Николай МАЛИНИН, российский архитектурный критик
Сергей Скуратов, президент компании «Сергей Скуратов Architects»

Недвижимость & Цены

Комментариев нет:

Отправить комментарий