10 окт. 2011 г.

Неужели скоро тронемся? Искусственный интеллект на дорогах

Эксперты транспортных вузов, компаний и ведомств, собравшиеся в РИА «Новости», попытались представить, как внедрение интеллектуальной транспортной системы поможет справиться с дорожным хаосом крупных городов.

С возвращением москвичей из летних отпусков город по традиции погряз в безнадежных пробках. А стоя в заторе, можно и помечтать. Например, о том, как на перекрестке, где вы застряли, сработал некий чудо-датчик, который передал сигнал SOS в центр управления движением, а оттуда умный компьютер автоматически изменил режим светофора и отправил на ваш мобильный телефон информацию о маршруте объезда, которая тут же была введена в бортовой компьютер автомобиля. Сразу же над дорогой зажглись табло с указателями движения по полосам… И вот через пару минут вы уже мчитесь по альтернативному маршруту, посылая хвалы на портал госуслуг городской администрации. О том, станет ли эта сказка былью, рассказали участники заседания круглого стола по теме «Внедрение городской интеллектуальной транспортной системы в России».

Хорошую идею не грех и позаимствовать

Интересно, что круглый стол проходил ровно год спустя после пресс-конференции бывшего
руководителя Департамента транспорта и связи Москвы Василия Кичеджи, на которой он презентовал свою книгу об информационных транспортных системах (ИТС). Книга была написана в 2010 г. в соавторстве с японцем Киитиро Хатоямой. Таким образом, идея создания в Москве современной ИТС родилась еще при старой администрации, но воплотить ее не успели. Сам В. Кичеджи был от этой работы отстранен, став одной из первых жертв кадровых перестановок нового мэра Сергея Собянина. Зато «конфискованная» у него идея транспортного интеллекта пришлась ко двору.

Как рассказал Борис Евсеев, директор ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Министерства транспорта РФ, правительство Москвы инициировало первый этап создания в городе интеллектуальной транспортной системы. Он напомнил, что автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) была внедрена в Москве еще в 1970 х гг. Тогда она сводилась в основном к оперативному управлению режимом работы светофоров из единого центра. Была внедрена система «зеленая улица», которая позволила увеличить пропускную способность автомагистрали. Однако с тех пор технологии шагнули далеко вперед: появились те самые умные датчики, измеряющие интенсивность и скорость транспортных потоков, улучшились параметры видеофиксации, а главное, появились мощные программные средства моделирования и возможности связи.

У полиции отобрали «Старт»

Москва сегодня не является лидером среди российских регионов по внедрению ИТС. По словам представителя МАДИ Султана Жанказиева, первым российским городом, которому удалось выстроить вертикаль управления транспортными потоками, стал Ростов-на-Дону. Определенных успехов в создании ИТС добились Новосибирск, Пермь, Архангельская и Вологодская области. Но столица не намерена отставать. Создание ИТС было включено в перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем Москвы, опубликованный для обсуждения в ноябре 2010 г. Список предлагавшихся мер включал, в частности, передачу в оперативное управление городской структуре «Центр организации дорожного движения» системы «Старт», которая ранее находилась в ведении ГИБДД.

Среди других мер предусмотрено совершенствование механизмов оперативного мониторинга трафика и видеофиксации, создание системы математического моделирования транспортных потоков, внедрение навигационно-информационных сервисов ГЛОНАСС. На заседании правительства Москвы 11 января 2011 г. было принято решение о создании ИТС, а в апреле прошел тендер, который выиграла компания «Ситроникс», являющаяся дочерней структурой АФК «Система» и Банка Москвы. В конкурсе вопреки ожиданиям не приняли участие международные IT-компании, имеющие большой опыт создания подобных систем. Однако, как дал понять С. Жанказиев, проблема была не в «закрытости» конкурса, а в нежелании лидеров отрасли делиться дорогостоящими информационными технологиями. На развитие ИТС в текущем году власти города выделили 6,3 млрд руб., а общий бюджет проекта оценивается в 20 млрд руб.

Эффект — дело темное

Чего можно ожидать от внедрения системы «умного транспорта» в Москве? По наиболее радужным оценкам, внедрение ИТС может увеличить пропускную способность существующей дорожной сети на 30 %. Но с этим согласны не все. Павел Козлов, эксперт по моделированию транспортных систем из Института прикладной математики РАН, предостерег от излишнего оптимизма, заявив, что создание ИТС — это не разовая мера, а длительный эволюционный процесс. Одна из главных задач ИТС — ситуационное правление транспортными потоками за счет использования маршрутных альтернатив. Но беда в том, что таких альтернатив в Москве как раз и не хватает. Нужно строить новые дороги и модернизировать старые, иначе никакой искусственный интеллект не поможет. Что касается такого компонента ИТС, как мониторинг пробок и оповещение водителей, то с этим неплохо справляются сервисы «Яндекс-пробки», «Google-пробки» и «Автомонитор» от «Авторадио», которые существуют за счет частных инвестиций и кооперации автолюбителей.

Среди проблем при внедрении ИТС участники круглого стола назвали не¬адекватность существующих технических стандартов реальной ситуации на дорогах. Технический комитет, который занялся обновлением федеральных и ведомственных стандартов в этой сфере, появился лишь месяц назад. Ситуация с пробками усугубляется отсутствием действенных финансовых рычагов регулирования транспортных потоков и парковок. Поэтому есть риск, что умная система управления будет работать вхолостую по причине не столь умных дорог и не вполне дисциплинированных водителей. Впрочем, какую то пользу ИТС все равно принесет, а если ничего не предпринимать, то остается только заглушить мотор.   

Умный подход нужен не только при управлении трафиком, но и при строительстве, говорят эксперты. К сожалению, никто не просчитывает последствия тех или иных проектов с точки зрения их эффективности. В качестве примера П. Козлов привел пресловутое бессветофорное движение по Большой Ленинградке, от Кремля до МКАД, которое обошлось городу в 120 млрд руб., но создало больше проблем, чем преимуществ. Трасса лишила эффективных транспортных связей огромные сектора города, а подобных искусственных препятствий в Москве и без того в избытке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий