14 мар. 2011 г.

Путешествие из Петербурга в Москву, или Два пути к одному результату

До кризиса Москва задавала тенденции региональным рынкам недвижимости: отсюда экспортировались ценовые тренды, инвестиционные и маркетинговые стратегии. Однако злую шутку сыграла излишняя ориентированность московского рынка на спекулянтов.

Знаковая статистика


Как только жилье перестало играть роль финансового инструмента, на рынке произошел серьезный спад. Закончился он или нет — вопрос открытый. Между тем за последние два года Питер обошел Москву не только по относительным (на душу населения), но и по абсолютным объемам ввода.

Каковы же итоги кризиса для рынков двух столиц? В прошлом году в Москве было зарегистрировано 85 тыс. сделок с жильем, в Санкт-Петербурге — 92 тыс. Основу этой статистики составляют операции на вторичном рынке. Если говорить о первичке, то особенность рынка новостроек такова, что квартиры оформляют в собственность с задержкой минимум на один-два года, а иногда и более трех лет. Между тем достоверной статистики по объемам продаж новостроек в России не существует, поскольку некоторые контракты оформляют в обход закона о долевом участии, требующего регистрации. Причем в Москве серых продаж традиционно больше, чем в Петербурге.

Не менее показательна динамика ввода нового жилья. В 2008 г. в Москве построили 3,3 млн кв. м, в Питере — почти столько же (3,2 млн кв. м). В 2009 г. произошел синхронный спад — до 2,7 и 2,6 млн кв. м соответственно. Однако в 2010 г. Петербург обошел столицу почти на 1 млн кв. м: в Москве объемы ввода снизились примерно на 1 млн кв.  м, а в Питере остались неизменными. По данным Росстата, в прошлом году это был самый крупный спад среди регионов России (на 34%). Больше всего построили в Московской области — 7,7 млн кв. м, или 13% от всего объема по России. Успехи питерского рынка тоже впечатляют, особенно если учесть, что в Москве проживают 12 млн человек (не считая ежедневную маятниковую миграцию из пригородов), а в Санкт-Петербурге — 5 млн. Можно было бы предположить, что в Северной столице потребность населения в жилье выше, но это не так: обеспеченность жилплощадью в городе составляет 21 кв. м на человека, тогда как в Москве — 16 кв. м.

Истоки гигантомании

В чем же причина стабильности строительного рынка Северной столицы на фоне очевидного спада в Москве? Едва ли объяснение заключается в политике нового московского градоначальника, который больше обеспокоен развитием инфраструктуры и обеспечением большего комфорта проживания, чем застройкой каждого свободного пятна. Эта стратегия просто еще не успела отразиться на объемах ввода. По мнению Дмитрия Отяковского, коммерческого директора ГК «Пионер-Москва», столице остро не хватает малогабаритных квартир на первичном рынке. Возрождающийся после кризисной спячки спрос просто не находит адекватного предложения. «Застройщикам невыгодно возводить в Москве дома с квартирами маленьких площадей из-за жестких нормативов по обеспеченности социальными объектами и машино-местами: чем больше жилья, тем больше нагрузка на инвестора», — говорит Д. Отяковский.

По мнению экспертов, высокая социальная и гаражная нагрузка на застройщиков привела к перекосу рынка в сторону больших площадей, которые после остановки роста цен оказались невостребованными. Гигантомания активизировалась четыре года назад — после известного московского Постановления № 113, увеличившего требования к обеспеченности новых домов машино-местами. В результате если сейчас в Москве строят не менее одного машино-места на две квартиры, то в Петербурге это соотношение составляет 1:5. Влияние оказала и московская программа «Народный гараж», которая все же стартовала после долгих лет застоя. Застройщику крайне трудно продать парковочные места, если город демпингует на том же рынке. Причем практика показывает, что и народные гаражи по 350 тыс. руб. не пользуются большим спросом. Внимание администрации С. Собянина к проблеме паркингов по-прежнему консервирует зацикленность первичного рынка Москвы на больших квартирах вопреки структуре спроса.

Цены опередили инфляцию

В Петербурге основу предложения составляют небольшие однокомнатные и двухкомнатные квартиры. Это обеспечивает ценовую стабильность — спрос соответствует предложению. В 2010 г. рублевые цены в городе выросли с опережением инфляции примерно на 15%. Среди других факторов, поддерживающих первичный рынок, — обилие проектов, продаваемых по нормам Федерального закона № 214 о долевом участии в строительстве. Этот аспект позитивно воспринимают не только покупатели, но и банки, кредитующие девелоперов. В Петербурге больше крупных проектов, где продают примерно 60–80 квартир в неделю, — «Северная Долина» (промзона «Парнас»), «Кудрово», «Балтийский квартал» и др. Спрос здесь в значительной степени подпитывается большим количеством коммунальных квартир, которые еще предстоит расселить. В Москве этот ресурс практически исчерпан.

К 2011 г. число сделок в Санкт-Петербурге вышло на докризисный уровень. Рост рынка обеспечен в основном за счет экономкласса. Однако инвестиционный климат в городе далеко не идеальный. Главной проблемой является невыполнение муниципалитетом обязательств по обеспечению новостроек коммунальной инфраструктурой. В ГК «Пионер» рассказали случай, когда возведенный компанией квартал два года стоял незаселенным только из-за того, что власти не построили магистральные сети. Причем не было даже проекта. Когда компания выходила с предложениями создать инженерию за свой счет, чиновники реагировали индифферентно, заявляя, что они не видят механизма компенсации. В итоге ГК «Пионер» все же сама построила инфраструктуру и пошла по пути возмещения затрат через суд. В последнее время ситуация постепенно улучшается.

Полный «лайф»

Не секрет, что до снятия с должности Ю. Лужкова Москва была весьма закрытым городом для региональных инвесторов. Лишь нескольким питерским компаниям удалось стать в Москве своими. Новая власть провозгласила политику открытых дверей. «Пионер»  — один из первых, кто поспешил этим воспользоваться. Хотя у девелопера и раньше были проекты в столице, сейчас он сумел перенести центр тяжести из своего петербургского подразделения в московское. Весьма симптоматично, что компания всегда делала ставку на клиентов, приобретающих квартиры не для перепродажи, а для собственного проживания. Именно «Пионер» в 2008 г. предложил термин «комфорт-класс», который впоследствии получил большое распространение. Поэтому в компании решили, что пора выделиться из общей массы и создать собственный бренд Life (англ. «жизнь»), который объединит концепции новых кварталов комплексной застройки в двух столицах.

По сути, ГК «Пионер» обещает наделить конструктив экономкласса атрибутами бизнес-сегмента: соответствующей отделкой зон общего пользования, фирменными лифтами, паркингами, высоким уровнем благоустройства территории. В некоторых домах квартиры будут продавать с отделкой. В Москве за все это благолепие обещают цены в диапазоне 105–115 тыс. руб./кв. м, в Питере — в полтора раза ниже. В Северной столице продажи начались с 1 марта. Стадия проекта более чем ранняя, но сейчас уже есть клиенты, готовые, как до кризиса, вносить деньги на этапе котлована (правда, в данном случае нет еще и котлована). Что касается четырех московских проектов, то они выйдут на рынок в марте и апреле. Все они расположены в шаговой доступности от станции метро.

***
Сегодня не только политики, но и профессионалы рынка в один голос говорят, что в новых условиях сможет успешно работать тот, кто ориентирован на умеренную маржу при больших объемах. А это означает либо госзаказ, либо спрос со стороны среднего класса, опирающийся на ипотеку. До кризиса немногие компании в развитии своего бизнеса делали ставку на недвижимость для жизни. Однако времена изменились: маркетологи уверяют, что потенциальный покупатель остыл к идее обогащения за счет вложений в «квадратную» валюту и ориентируется на потребительские качества жилья. В ГК «Пионер» убеждены, что в ближайшие годы наиболее востребовано будет именно жилье, ориентированное на реального потребителя. И в этом московский и питерский рынки движутся к единому знаменателю. Хоть и каждый своим путем.


МНЕНИЕ

Дмитрий Отяковский, коммерческий директор ГК «Пионер»:

«Принципиальным отличием питерского рынка от московского можно считать отсутствие так называемой доли города в проектах. В основном все участки выставляются на торги на открытых аукционах. Доля города присутствует только в целевых программах. Так или иначе, рынки недвижимости Москвы и Питера являются самыми перспективными в России».

Комментариев нет:

Отправить комментарий