22 мар. 2011 г.

Умный нанодом уйдет в серию

Это сократит издержки по его производству

При слове «инновации» россияне обычно не испытывают восторга и не разделяют оптимизма чиновников. Многие полагают, что изобретать велосипед совершенно ни к чему, а надо просто закупать за рубежом существующие технологии и грамотно внедрять их в жизнь. Но так ли уж фантастичен сценарий, что Россия сможет хотя бы частично слезть с нефтяной иглы и войти в мировое постиндустриальное сообщество?

Прошедший в Москве «Гайдаровский форум-2011» продемонстрировал, что мы зачастую слишком увлекаемся иронией, не замечая ростки инновационной экономики, которые появляются прямо у нашего порога. Об этих ростках и пошла речь на пленарном заседании форума «Технологические драйверы российского экономического роста».


Новые стройматериалы - в массы
Около года назад СМИ сообщили, что Роснано планирует совместно с Фондом ЖКХ начать строить энергоэффективное жилье. Причем в отличие от пилотных проектов такого рода, которые уже реализованы в целом ряде российских регионов, на этот раз речь шла о применении нанотехнологий для обеспечения революционной энергоэффективности. Проблемой «умных» домов всегда были не сами технологии, а высокая стоимость строительства. Однако, выступая на прошлой неделе на Гайдаровском форуме, глава Роснано Анатолий Чубайс сообщил, что умный нанодом предполагается пустить в серийное производство и это должно сократить издержки.

Первый в России жилой дом, соответствующий требованиям экологического стандарта Breeam на уровне Excellent, будет построен в Республике Чувашия. Подписание договора на проектирование энергоэффективного дома состоялось в феврале нынешнего года. Как сообщили в Роснано, исполнителем работ была выбрана известная британская компания Аесом - один из мировых лидеров в области проектирования и строительства экологичных зданий. Проект энергоэффективного дома реализуется при поддержке правительства Чувашии и Фонда содействия реформированию ЖКХ. А корпорация «Роснано» активно поддерживает этот проект, стремясь на практике продемонстрировать эксплуатационные качества инновационных строительных материалов, в том числе свойства нанотехнологической продукции российских компаний.

Ильичу и не снилось

Главное, чего не хватает России в инновационной сфере, - это умения внедрять технологии и продвигать их на рынок. Именно здесь намечаются серьезные подвижки. Сегодня для крупного бизнеса стало престижно вкладывать в новые технологии. Если еще вчера все только и обсуждали «яхты Абрамовича», то сейчас гораздо актуальнее такие темы, как «диоды Прохорова» или «кластеры» Вексельберга. Что это за кластеры - большинство граждан понимает плохо, хотя про Сколково, где они разместятся, слышали наверняка. С диодами тоже не все ясно. Пока народ пытается пережить факт подорожания обычных лампочек и понять, как утилизировать новые энергосберегающие лампы, чтобы не отравить весь дом ртутью.

Тема светодиодов была представлена на форуме президентом группы компаний «Оптоган» Максимом Однолюбовым. С помощью финансовой поддержки президента группы «Онэксим» Михаила Прохорова «Оптоган» создает первое в России массовое производство светодиодов (кстати, в блоге г-на Прохорова в ЖЖ даже есть специальная метка: «инновации»). Интересно, что сам эффект светодиодов открыл в далеком 1927 году советский ученый Олег Лосев. Через 40 лет советский физик и нобелевский лауреат Жорес Алферов открыл гетероструктуры - слоистые субстанции из различных полупроводников. И только в 1992 году японским ученым удалось объединить эти два фундаментальных открытия и сделать прототип современного светодиода. Широкое применение этой технологии в осветительных приборах началось совсем недавно, примерно с 2005 году. В России в 2010-м объем продаж в светодиодном сегменте рынка удвоился. По мнению г-на Однолюбова, в ближайшие годы светодиоды займут до 70% рынка осветительных приборов, что приведет к снижению их стоимости, и тогда они смогут найти широкое применение в сфере городского хозяйства, строительства и ЖКХ. У России есть хорошие шансы занять значительное место на этом рынке.

Шопинг будущего

Вообще России, конечно, проще претендовать на долю рынка в тех областях, которые только начинают внедряться в производство. Одна из таких перспективных областей - RFID (радиочастотная идентификация). Хотя не все знакомы с термином, но почти каждый соприкасался с этой технологией, например, когда прикладывал к считывающему устройству на входе в офисное здание магнитный пропуск. Однако контроль доступа - это далеко не единственная сфера применения радиосканирования. Представьте, что в упаковку каждого товара в супермаркете вмонтирована радиочастотная метка. Вам не надо разгружать тележку и выкладывать товары на ленту - достаточно проехать мимо терминала - и чек готов. Осталось его оплатить или просто подтвердить списание необходимой суммы с вашего счета. Это не только значительно сокращает время стояния в очереди для клиента, но и удешевляет бизнес-процессы, что может привести к относительному снижению цен товаров.

Радиометки существуют довольно давно, но именно сейчас наступает переломный момент в их внедрении, который может открыть этой технологии путь в такие сферы, как фискальный контроль, например таможенный, логистика, государственный документооборот, промышленная сборка и, конечно же, ритейл. Революция уже началась. С 2010 года крупнейшая в мире торговая сеть WalMart (США) начала маркировать всю одежду радиомаяками. Здесь надо заметить, что ритейлеры так или иначе вклеивают в упаковку металлизированные ленты с чипами для предотвращения краж. Именно благодаря им срабатывают рамки на выходе из магазина при попытке проноса неоплаченного товара. Теперь же можно совместить в одной технологии функцию контроля и носителя информации о товаре, интегрированной в базу данных кассовых операций. Это один из факторов, делающий новую технологию рентабельной.

Минобороны США дало миру не только интернет
Почти всегда препятствием к промышленному внедрению инноваций является факт наличия более дешевых альтернатив. Например, в настоящее время стоимость той же радиометки составляет около 30 центов. Это дорого для ритейла (для сравнения: штрих-код обходится в 0,5 цента). Но уже сейчас при оптовых закупках стоимость метки снижается до 5 центов, и это не предел. Обычно толчок новому дает сам бизнес, реже -государство. А если власти и частные компании берутся за продвижение вместе, эффект получается еще более впечатляющим. Например, в 1980-е годы эксперты уверяли, что штрихкоды не найдут массового применения, поскольку они слишком дороги. Но как только их начали одновременно использовать WalMart и… Министерство обороны США, эта технология была быстро растиражирована по всему миру. Сейчас мир стоит на пороге еще более революционного изменения технологии кассовых и других контрольных операций, что открывает во многих сферах небывалые перспективы с учетом достигнутого уровня программного обеспечения и мощности вычислительной техники.

В настоящее время Роснано ведет переговоры с крупным российским ритейлером Х5 Retail Group о создании «магазинов будущего», где будет применяться технология радиочастотной идентификации. Также радиометки начали применять некоторые российские логистические компании и промышленные предприятия, например КамАЗ. По словам Геннадия Колпачева, управляющего директора Роснано, корпорация в настоящее время сотрудничает с АФК «Система» в развитии этой технологии. Суть новой разработки в использовании микрочипа толщиной 90 нанометров для создания нового поколения RFID. Среди других историй успеха российских разработчиков г-н Колпачев назвал создание гибкого дисплея и нового поколения памяти для компьютеров. Так что говорить о безнадежном отставании России в сфере внедрения революционных научных разработок нет оснований, считает он.

Телефон в желудке
Пожалуй, одним из самых мотивирующих выступлений на форуме была речь совладельца «Альфа-групп» Михаила Фридмана. Правда, началось выступление несколько загадочно: г-н Фридман продемонстрировал большой рекламный фильм, который практически никто не смог разглядеть по причине слишком яркого освещения в зале и скромного размера телеэкранов. По окончании сеанса он пояснил, что на самом деле - это пример революционной технологии в рекламе. Но чтобы прочувствовать эффект, надо в качестве экрана использовать целое здание. Этим, конечно, тоже никого не удивишь. Но дело в том, что сам ролик снят в формате 4D, то есть помимо масштаба и трехмерного изображения зрители могут еще насладиться и сопутствующими запахами, которые распрыскиваются из специальных емкостей. После такой рекламы не купить представленный товар просто невозможно.

О прочих проявлениях надвигающейся глобальной революции в различных сферах технологии Михаил Фридман просто рассказал. В 2010 году в США была проведена дистанционная операция на желудке, в ходе которой пациенту был введен зонд с микросхемой и миниатюрной сим-картой для передачи радиосигнала. Врач находился в другом городе и управлял хирургическим манипулятором через интернет. После операции сим-карта благополучно растворилась в желудочном соке. Далее г-н Фридман плавно перешел к тому, что течение трех лет кардинально изменится доля мультимедийного контента в информационных каналах, что еще больше увеличит роль интернета. Впрочем, уже сегодня при квалифицированном использовании социальных сетей можно без особых затрат продвинуть необходимую идею в сознание 50 млн человек в течение двух дней. Кстати, facebook в будущем году станет самым массовым каналом распространения информации, охватив аудиторию в 1 млрд человек.

Мобильность спасет мир

Инновации коснулись и маркетинга. Например, начинается бурное развитие такого направления, как интеллектуальное сегментирование клиентской базы. Г-н Фридман привел пример британской компании Tesco, которая использует целевой маркетинг для 250 тыс. категорий покупателей, учитывая возраст, пол, профессию, различные предпочтения и т. д. Например, проезжая мимо магазина, клиент получает СМС со списком товаров, которые именно его могут заинтересовать. На новый виток выходят и так называемые «облачные вычисления» - передача на аутсорсинг IT-обслуживания. Это позволит в скором времени до 20% компаний в сфере hi-tech не иметь свой IT-персонал. В 2013 году мобильные устройства опередят компьютеры с точки зрения использования интернета. Ожидается, что к этому времени переносных устройств с доступом в Сеть будет 2,58 млрд, а компьютеров - 1,78 млрд. Компании, которые игнорируют этот канал маркетинга, будут сметены конкурентами.

Но, пожалуй, самым неожиданным из уст Михаила Фридмана было услышать признание, что к 2014 году банки потеряют функцию основных платежных агентов - платежи уйдут в онлайн. Также можно будет платить за все мобильными телефонами с помощью вмонтированных в них чипов (в Японии они уже есть). В 2014 году до 3 млрд человек будут совершать электронные транзакции. Через Сеть можно будет не только платить за товары и услуги, но и передавать деньги друг другу. Банки, которые не попытаются занять новую нишу, могут оказаться не у дел. Впрочем, Альфа-групп роль отстающего не грозит. В частности, г-н Фридман сообщил, что в Екатеринбурге и Челябинске консорциум уже внедрил виртуальную платежную карту, аналогов которой нет в мире. Клиент получает номер на мобильный телефон и может пользоваться им как пластиковой картой, в том числе снимать наличные. В мае этот проект будет реализован и в других городах России. Так что пока общественность и журналисты спорят о стратегии развития России, новые технологии уже стучатся в нашу дверь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий