14 мар. 2011 г.

Новые времена — новые рамки… безопасности (часть 2)


В последние годы Россия значительно продвинулась в вопросах обеспечения безопасности объектов коммерческой недвижимости. Но это скорее относится к использованию современных технических средств, а не к вопросам управления.

Проблема прежде всего заключается в дефиците квалифицированных кадров. За рубежом существуют многочисленные академии охраны и частного сыска, в которых полноценное образование ежегодно получают десятки тысяч людей. У нас, по словам Станислава Бирюлина, директора департамента безопасности Colliers International FM, таких учебных заведений просто нет (если не считать курсы телохранителей), а охраной зданий чаще всего занимаются отставные военные. Однако объекту коммерческой недвижимости устав караульной службы едва ли чем-то поможет, здесь необходимы современные технические средства и умение персонала с ними работать. Например, даже при наличии многочисленных камер слежения надо знать болевые точки, потому что наблюдать за всем сразу технически невозможно.

Кадры решают все… если они есть


В целом, отмечают эксперты, на Западе доля технических средств в обеспечении безопасности несравнимо выше, чем в России. У нас чаще полагаются на сотрудника, но он обычно просто мотает срок на посту. Многие стереотипы сложились в лихие 1990-е гг., считает С. Бирюлин. Тогда во многих зданиях появились посты с бронестеклом. В случае нападения задачей секьюрити было запереться в такой комнате, чтобы потом доложить обо всем случившемся. Между тем за рубежом обычно существуют весьма продвинутые алгоритмы действий секьюрити в различных ситуациях. Все они четко описаны в соответствующих внутренних регламентах и должны неукоснительно выполняться, особенно в ритейле.
Собственнику торгового центра важно, чтобы секьюрити не преступил закон при задержании вора, иначе компания не сможет получить страховку и вдобавок столкнется со встречным иском. Поэтому задержание обычно происходит только после выноса товара из магазина и действовать стараются без рук.

У нас же магазинные охранники чуть что дают волю эмоциям и порой даже норовят без милиции обыскать подозреваемого. В то же время стремление перенести на нашу почву зарубежные стандарты приводит к совершенно разным результатам, поскольку единых стандартов нет и там, а некоторые алгоритмы просто не вписываются в наш правовой контекст.
 «За рубежом (за исключением Израиля) единых требований к системе пропуска в здание не существует, — говорит Виктор Бурдуков, директор департамента безопасности Colliers International FM. — Каждый объект работает по оптимальной для него схеме. В России, как правило, обеспечение безопасности арендаторов берет на себя владелец объекта».
Часто собственники предпочитают, чтобы служба безопасности была независима от управляющей компании, чтобы создать систему сдержек и противовесов и избежать конфликта интересов. Это касается как магазинов и складов, так и офисов. Иногда собственник создает свою структуру, но чаще вопросы безопасности отдают на аутсорсинг.

Больше всего несут свои


Средние потери от краж в российских магазинах составляют 10% от оборота, в то время как на Западе — в три раза меньше. При ограничении доступа потребителей к товарам потери еще выше (как известно, покупательская активность резко повышается, если товар можно взять в руки). Еще одно отличие России состоит в том, что главными несунами у нас, как ни странно, являются не покупатели, а сами сотрудники. Выход только один — внедрение более совершенных технических средств комплексной безопасности, способных защитить как собственника объекта, так и клиентов. Иногда особый режим безопасности установлен в части помещений торгового центра. Например, в ТЦ «Европейский» тотальный контроль с помощью рамок и личного досмотра осуществляется при входе на эскалатор, ведущий на уровень мультиплекса.

Илья Каковкин, финансовый директор компании «Цезарь Сателлит», считает, что в ритейле многое зависит от того, является ли торговый оператор собственником здания или только арендует в нем площади: «Борьба с несунами — это прерогатива арендаторов, действия которых направлены на предотвращение, с одной стороны, краж посетителями, с другой — собственными сотрудниками, — говорит он. — Для борьбы с первыми применяется как видеонаблюдение, так и метка товаров. Для пресечения бесчестных действий собственного персонала есть функция фиксирования несанкционированного снятия с охраны объекта. Что касается угрозы терроризма или других противоправных действий, то в первую очередь обеспечивается безопасность крупных торговых центров с большим потоком посетителей. Как правило, используют рамки металлоискателей и видеонаблюдение».
Эксперты подчеркивают, что само понятие безопасности включает в себя совершенно разные вещи: информационную безопасность, антитеррористические мероприятия, контроль доступа, предотвращение краж и т. д. Однако при грамотном подходе технические средства могут применяться для решения сразу нескольких задач. Поэтому очень важно, чтобы уже при проектировании была заложена определенная концепция безопасности, соответствующая профилю объекта. Только в этом случае, считают в Colliers International FM, система будет иметь комплексный характер.

Этаж для проводов

Главное, что должно быть сделано уже на стадии строительства, — прокладка информационных коммуникаций. Это особенно актуально для компаний, работающих на финансовом рынке, поскольку для них важно не только наличие технических средств охраны, но и защита конфиденциальной информации, передаваемой по каналам связи. Сейчас серьезные компании уже ушли от архаичной практики закладки коммуникаций под фальшпол, куда может заглянуть любой желающий, вооружившись простой отверткой. Интересно, что в Лондоне, где особенно развит финансовый сектор, в последние годы даже изменились стандарты строительства зданий банков и других финансовых компаний: между этажами зачастую оставляют дополнительный защищенный уровень, где проложены все информационные каналы, включая резервные. Там же устанавливают серверы для резервного копирования. При необходимости IT-специалист может войти на этот уровень в полный рост.
В России при строительстве новых коммерческих зданий вопросы безопасности полностью отданы на усмотрение заказчика, но эта ситуация может вскоре измениться в случае принятия упоминавшегося постановления правительства. Пока же, по словам В. Бурдукова, в России четко регламентирована лишь пожарная безопасность объектов. «Также некоторые требования по безо¬пасности касаются крупных объектов потребительского рынка, — добавил он. — Они изложены в Федеральных законах № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в Распоряжении правительства Москвы № 2196-РП «Об усилении мер безопасности на крупных объектах потребительского рынка и услуг в городе Москве» и некоторых других нормативных актах. Тем не менее последовательной системы требований пока нет».

При проектировании первостепенное внимание должно уделяться организации людских потоков на случай эвакуации, считает С. Бирюлин. Для крупного объекта торговли оптимальный вариант, чтобы потоки людей, входящих в здание и выходящих из него, не пересекались. Не менее важно, чтобы в чрезвычайной ситуации централизованно разблокировались все двери, контролируемые автоматизированной системой контроля управления доступом, а в отделке использовались материалы, сводящие к минимуму ущерб и травматизм в случае взрыва или пожара. Это в полной мере относится и к бизнес-центрам. У многих крупных компаний на Западе разработаны собственные технические требования по безопасности своих офисов. Например, в CB Richard Ellis рассказали, что компания проводила управление отделкой офисов нескольких крупных международных банков, чья корпоративная политика по безопасности требует, чтобы окна офиса были дополнительно оклеены специальной защитной пленкой, предотвращающей рассыпание стекла в случае пожара или взрыва.

* * *
В целом эксперты не ждут никаких революционных изменений в подходах собственников к безопасности зданий. Они задаются чисто рыночным вопросом: может ли повышенное внимание к безопасности здания стать конкурентным преимуществом в глазах потенциальных арендаторов? «Едва ли, — считает Алексей Егоршев, главный инженер управляющей компании «Фрагра». — Многие арендаторы не согласятся с повышением ставок, связанных с внедрением новых систем слежения. Для большинства из них задача службы безопасности офиса — отсекать неадекватных посетителей. Безопасность не является первоочередным вопросом и, как правило, даже качественные офисы ограничиваются необходимым набором мер и редко стремятся внедрять какие-то инновационные излишества». Поэтому основные надежды приходится возлагать на власть, которая может «порадовать» бизнес как кнутом в виде ужесточения требований к коммерческим объектам, так и пряником в виде бюджетного финансирования.           

Комментариев нет:

Отправить комментарий