2 февр. 2010 г.

ЕС подкрался незаметно


Вместо устаревших СНИПов и отмененных лицензий строителей могут перевести на евростандарты. Готова ли к ним отечественная отрасль?

Любой строительный проект стоит на «трех китах»: земля, деньги и материалы. Земля дорогая, и привлекательных участков не так много, деньги нынче в большом дефиците, а материалы не слишком высокого качества. Инвесторы и строители оказались в последнее время в наиболее сложном положении. Неразберихи добавила отмена лицензий и провал реформы технического регулирования.

Вместо так и не созданных техрегламентов федеральные власти теперь грозятся принять нормы Евросоюза.

До кризиса предполагалось, что в стране в 2009 году будет построено 73 млн кв. м жилья. В реальности этот объем оказался на 20 млн меньше. Но могло быть хуже. От более серьезного падения спасли те регионы, где власти поддерживают отрасль, в первую очередь в Москве. В столице по-прежнему продолжается масштабное строительство социального жилья и объектов инфраструктуры.

При этом участники рынка отмечают, что индустрия стройматериалов в прошлом году снизила обороты вдвое. При этом цена жилья в регионах упала в среднем на 30%. Две главные проблемы, с которыми сталкиваются сейчас производители, уверен вице-президент Российского союза строителей (РСС) Сергей Кучихин - низкий покупательский спрос и неподъемные ставки кредитования. Государство уже очень много сделало для поддержки банков и затыкания дыр в бюджетах неэффективных корпораций. Сейчас пора помочь реальному сектору через механизм дотирования кредитных ставок, считают в РСС. Правда, многие эксперты признали, что в последние месяцы ряд банков все же стал предлагать более разум­ные условия кредитования.

Зарегулировались…

В последние три месяца вопросы техрегулирования вышли на уровень первых лиц государства. В частности, начиная с Госсовета в Ульяновске, президент Дмитрий Медведев весьма жестко говорил об этой проблеме уже четыре раза. Он даже предложил отменить неработающий закон, который тормозит развитие промышленности. Эта тема подробно обсуждалась на I Национальной ассамблее «Стройиндустрия регионов России».

По мнению Михаила Кайкова, «запутали наших руководителей окончательно». Закон о техническом регулировании был принят в 2002 году с единственной целью, считает он, - обслуживать интересы ВТО, куда в то время активно стремилась Россия. Строители первыми обратились к правительству, уверяя, что закон написан неправильно. Еще в 2006 году предлагалось ввести косвенные ссылки на стандарты и создать институт уполномоченных органов сертификации по примеру Европы. Но эта проблема стала очевидна лишь сейчас, когда выяснилось, что за восемь лет так и не удалось создать четыре сотни техрегламентов, без которых по закону нельзя выпускать продукцию.

Все эти годы разработчики успешно «осваивали» немалые бюджетные деньги, переписывая требования безопасности из советских СНиПов. В итоге получили гору мусора, считают в Ассоциации. Главная проблема в том, что с техрегламентом невозможно работать, если его рамочные положения не подкреплены требованиями стандартов. Поскольку никто толком не может объяснить причину провала реформы, родилась новая революционная идея: одним махом забыть СНиПы, регламенты, стандарты и «просто» перейти на еврокод. Но профессионалы убеждены, что «просто» не получится. В Ростехрегулировании заявляют, что не будут регистрировать неадаптированные европейские регламенты (в Европе используются другие чертежи, термины). Если же возникнет практика отмены решений Ростехрегулирования через суд, то этот орган вообще потеряет свое значение и превратится в обычного регистратора любых нормативов.

Прежде чем принимать западную систему, для начала нужно понять, как она работает. В России пытались на одну страну создать 400 регламентов. Между тем в Европе на 28 стран действует всего 22 директивы. При этом там создано 700 уполномоченных органов по сертификации. Без всей этой нормативной и административной «инфраструктуры» переход на европейские нормативы будет означать лишь то, что государство снимает с себя ответственность за безопасность продукции, и никто эту ответственность на себя не берет. Если раньше речь шла о желании угодить ВТО, то сегодня, по мнению участников рынка, ситуация более драматичная. Идут закупки зарубежных материалов и создание новых образцов в России, а технадзор не может подтвердить, что используемая продукция безопасна, поскольку отсутствуют нормативы, методическая и техническая база. Впрочем, возможно, на этот раз профессионалов для разнообразия услышат до, а не после краха очередной реформы.

Почем инновации для народа?

Модернизация жизненно необходима, но, к сожалению, эту идею начинают продвигать те, кто мало что понимает в ее технических аспектах, считают многие эксперты. Иностранцы рады этому, поскольку в России им удается протолкнуть порой самые дорогие и бессмысленные проекты. Например, немецкие фирмы предлагают для домостроительных комбинатов мощностью 300 тыс. кв. м в год программу модернизации стоимостью 150 млн евро или 500 долл. на кв. метр. Любой здравомыслящий собственник понимает, что разумный предел рентабельности при модернизации - это затраты в пределах 10 - 12 долл. на 1 кв. м продукции. Даже если деньги на перевооружение производства поступают из бюджета, это не значит, что их можно бросать на ветер. Иначе вместо большой модернизации получится большой «распил» бюджетных средств, предупреждают участники рынка.

Вопрос эффективности использования госпомощи весьма актуален для Москвы, власти которой многое делают для поддержки строительной отрасли. По словам Владимира Стрельбицкого, заместителя руководителя департамента городского строительства города Москвы, модернизация отрасли – это самый важный вопрос на сегодня. В целом по России износ основных фондов в строительстве составляет 65%, в Москве этот показатель немногим лучше – 52-53 процента.

Вместе с тем, он считает, что в тех сферах, где отечественные производители реально не могут сказать новое слово, не надо изобретать велосипед, а закупать существующие технологии и оборудование за границей. Он привел пример Китая, который приобретает у иностранцев все самое передовое и активно развивается, несмотря на кризис. Помимо модернизации, специалисты отмечают проблему кадрового потенциала отрасли. Интерес молодежи к рабочим и инженерным специальностям резко снижен. Поэтому сегодня надо создавать материальные стимулы для квалифицированного персонала, а также совершенствовать систему подготовки кадров.

Почему идет торговля допусками

Говоря о специфических проблемах отрасли, президент АСР Николай Кошман заявил, что, несмотря на прогрессивность отмены лицензирования, пришедший ему на смену механизм саморегулирования только-только формируется и пока создает нервозность на рынке. Самое неприятное, что институт СРО начал использоваться недобросовестными предпринимателями для извлечения прибыли. Некоторые из них, получив статус саморегулируемых организаций, не выдают допуски компаниям, прошедшим строгий отбор, а начинают попросту продавать их. Тем самым сводится на нет смысл реформы: передать профессиональному сообществу полномочия по регулированию своей сферы деятельности.

Словом, строительный рынок переживает весьма сложную и противоречивую эпоху перемен. Каким будет следующий виток развития отрасли, покажет время. Ясно одно, от того насколько согласованны будут действия властей и профессиональных участников рынка, зависит состояние экономики страны в целом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий