8 февр. 2011 г.

Дорожный фонд: хорошо зарытое старое

Спустя 10 лет дорожные фонды возрождаются! Зачем отменяли и почему передумали?

В конце 2010 года правительство внесло в Госдуму законопроект о дорожных фондах. Такие фонды существовали в российских регионах до 2000 года, но затем они были ликвидированы. Через 10 лет стало ясно: новая система бюджетного финансирования себя не оправдала и необходимо дорожные фонды возродить из пепла.
Накануне первого чтения по законопроекту о дорожных фондах Мартин Шаккум, председатель комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям, рассказал журналистам о своем видении проблемы. Пресс-конференция прошла 2 февраля 2011 г. в РИА «Новости».

Зимы ждала, ждала природа…
Россияне уже перестали удивляться, что дороги у нас строят активнее всего зимой - вопреки технологии и здравому смыслу. Как известно, причина в том, что именно к зиме почему-то начинают активно поступать деньги из бюджета. Эта абсурдная система возникла с отменой дорожных фондов, которые не были привязаны к бюджетному календарю. Отказ от этих внебюджетных фондов был ошибкой, считает Мартин Шаккум. Он вспоминает, что даже в конце 1990-х годов, когда ВВП быстро падал, объемы дорожного строительства оставались высокими. Цифры говорят сами за себя: в то время в России ежегодно строилось 6?–?7 тыс. км дорог, сейчас – менее 3 тыс. км (Китай строит за две недели примерно столько, сколько Россия за год). Главным преимуществом дорожных фондов была их привязка к логике строительного процесса, а не к логике бюджета.

Когда дорожные фонды отменяли, хотели как лучше… Думали, повысится эффективность и прозрачность расходования средств, но оказалось, что сам процесс выделения денег стал слишком забюрократизирован и имел горизонт всего в один год. Гибкости в расходовании средств не стало вовсе: для того чтобы внести какие-то коррективы, нужно было менять бюджет, а это практически невозможно. По словам г-н Шаккума, деньги на дороги начинали выделяться в лучшем случае в апреле, а чаще в мае, июне и даже в августе! Соответственно, к работе приступали с первым снегом. Была и другая проблема. Новая система, вопреки ожиданиям, подстегнула коррупцию. Поскольку выделенный бюджет не переносился на следующий год, деньги лихорадочно начинали раскидывать под конец года со всеми вытекающими последствиями. Больше ценились профессионалы в быстром «освоении» средств, а не в качественном строительстве.

А все могло бы быть иначе

Сейчас эта история уже подзабылась, но для москвичей отмена дорожных фондов имела весьма печальные последствия. Строительство Третьего транспортного кольца было в разгаре. Как рассказали в НИИиПИ Генплана Москвы, проект изначально предусматривал, что трасса не пойдет по существующим улицам в районе Беговой и Нижней Масловки, а устремится по эстакадам от Кутузовского до Ленинградского проспекта. Но с отменой дорожных фондов денег на эту амбициозную часть проекта не хватило, и в районе ММДЦ «Москва-Сити» надолго осталась широкая эстакада, ведущая в никуда - памятник сюрпризам российского законотворчества. И если этот «аппендикс» был через 10 лет все же достроен, то сам маршрут ТТК изменить уже не удастся.

Президент сказал: «Поехали»

Борьба за возврат дорожных фондов началась сразу после их отмены. Многие губернаторы столкнулись со сложностями при ежегодном проведении через региональные законодательные собрания новой бюджетной статьи на дорожное строительство. Зачастую социальные программы для народных избранников оказывались важнее, чем инфраструктурные проекты. В 2005 г. Совет Федерации выдвинул законодательную инициативу восстановить региональные дорожные фонды, но Минфин возражал против идеи, что половину средств в эти фонды в регионы будет выделять федеральный центр. Правительство дало отрицательный отзыв на инициативу, дискуссии продолжались. Наконец, идею стала лоббировать «Единая Россия». В итоге 19 мая 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев одобрил создание Федерального дорожного фонда. Что касается региональных фондов, то этот вопрос должен быть решен принятием специального закона.

Парламентские слушания на эту тему прошли в октябре 2010 года. Было несколько спорных моментов. Мартин Шаккум сообщил, что Минфин удалось убедить согласиться на перенос неиспользованных средств на следующий год. Это принципиальный момент, который позволит избавиться от ежегодных бессмысленных авралов. Также комитет, возглавляемый г-ном Шаккумом, настоял, что такие фонды должны обязательно формироваться в каждом регионе и законом будет закреплен минимальный порог направляемых в них средств. При этом вопрос о дополнительных ассигнованиях каждый субъект федерации вправе решать сам на уровне регионального закона. Первое чтение законопроекта обещает быть жарким. Ряд вопросов все еще не согласован. В частности, неизвестно, будет ли дано муниципалитетом право создавать свои дорожные фонды (сторонником этой идеи является г-н Шаккум). Также не получено согласие Минфина на индексацию минимальных объемов фондов.

Собянин играет на опережение

В декабре 2010 г. столичные власти заявили о намерении создать региональный дорожный фонд, за счет которого будет финансироваться не только строительство дорог, но и другие проекты развития транспортной инфраструктуры, включая железнодорожное сообщение, метро и парковки. Мэр города Сергей Собянин сообщил, что в ближайшее время соответствующий законопроект будет внесен в Мосгордуму.

Откуда возьмутся деньги

В 2010 году депутаты Госдумы РФ принять закон не успели, поскольку правительство внесло его в нижнюю палату парламента только в конце декабря. По словам Мартина Шаккума, первое чтение должно состояться в марте. Окончательно закон будет принят в течение года, а вступит в силу с 2012-го. Депутат подчеркнул, что от принятия закона зависит судьба региональных фондов, а Федеральный дорожный фонд уже создан.

На 2011 год в него заложено 363 млрд руб., на 2012-й – 347 млрд руб. и на 2013-й – 395 млрд руб. Возможно, что суммы на 2012?–?2013 гг. будут увеличены. Однако максимальный рост объемов дорожного строительства ожидается именно за счет региональных дорожных фондов, объем которых к 2013 г. должен вырасти до 434 млрд руб. Источниками их формирования будут акцизы на топливо (они повышены в этом году на 1 руб. и еще вырастут в 2012 г.) и транспортный налог. Г-н Шаккум высказался за постепенное снижение транспортного налога при увеличении роли налога на топливо. При этом он заметил, что формула такого перехода еще не определена (ранее говорилось о возможности полной отмены транспортного налога). Также на формирование дорожного фонда пойдет доля налога на прибыль и сборы с автомобилей массой более 12 тонн и с иностранных перевозчиков.

Что касается эффективности расходования средств на дорожное строительство, то здесь, по мнению Мартина Шаккума, надо возлагать надежды не столько на закон о дорожном фонде, сколько на радикальную переделку пресловутого закона ФЗ №94 о госзакупках, и прежде всего отказаться в строительной сфере от механизма электронных торгов. Если по дорожным фондам Комитет ГД по строительству и земельным отношениям «воюет» в основном с Минфином, то в вопросе системы торгов его оппонентом выступает ФАС, так что и здесь все ждут мнения главного арбитра. Президент РФ Дмитрий Медведев уже дал поручение изменить одиозный закон, но пока он не определил свою позицию, поэтому не совсем ясно, будет ли это «косметический ремонт» или кардинальное реформирование всей системы госзаказа. Так что будущее многострадальных российских дорог, которые почти полностью зависят от государственных средств, пока остается задачей со многими неизвестными.

Хроника событий

  • 2000 г. – отмена региональных дорожных фондов.
  • 2005 г. – Совет Федерации выступает за возврат фондов. Правительство против.
  • Май 2010 г. – президент поручает создать Федеральный дорожный фонд.
  • Октябрь 2010 г. – парламентские слушания на тему формирования региональных фондов.
  • Декабрь 2010 г. – законопроект внесен в Госдуму.
  • Ожидается: первое чтение закона – март 2011 г., принятие закона – до конца года, вступление в силу – с 2012 г. Одновременно идет разработка региональных законов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий