5 сент. 2011 г.

Народный гараж доживает последние месяцы

Народный гараж


Самым многострадальным компонентом гаражных программ московских властей, безусловно, является «Народный гараж». Программа была запущена в 2004 г. (заявки принимались с 2002 г.), но реальные гаражи стали появляться лишь спустя пятилетку — в 2009 г. Задумка выглядела красиво: позволить гражданам купить машино-место по себестоимости. Для этого город отказывался от своей доли в проекте, а гражданам предложили самостоятельно финансировать строительство, создавая некоммерческие товарищества. Но по этой схеме так и не удалось ничего построить.

На бумаге все было красиво

«Товарищеская» схема не работала, поскольку автовладельцы, так и не увидев ни одного построенного гаража, не спешили нести деньги. В 2006 г. схему изменили. Теперь заказчиком строительства становился ГУП «Управление гаражного строительства», который привлекал финансирование за счет бюджетного кредита. ГУП выбирал подрядчика и продавал машино-места жителям окрестных домов. Были составлены адресные перечни. Но и это не помогло, программа оставалась лишь на бумаге.

В тот период главная проблема была не в схемах финансирования. «Народный гараж» просто стал разменной монетой в большой политической игре за контроль над инвестиционными сегментами строительного рынка. Главными игроками были с одной стороны чиновники из команды руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина, а с другой — администрация мэра. Первый заместитель руководителя строй¬комлпекса Константин Королевский воспринимался в градостроительном департаменте как ставленник мэра Москвы Юрия Лужкова, и многочисленные сегменты рынка, отданные под его контроль (включая гаражи), тихо саботировались.

О роли личности в гаражной истории

Программа «Народный гараж» перешла в практическую плоскость сразу после отставки К. Королевского. Не обошлось и без небольшого скандала, который, впрочем, быстро замяли. В конце 2009 г. Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело против двух высокопоставленных чиновников московского Департамента градостроительства К. Королевского и А. Левченко по подозрению в превышении полномочий при реализации программы «Народный гараж» и нецелевом использовании 130 млн руб. Дело впоследствии спустили на тормозах, поскольку доказать корыстную заинтересованность чиновников не удалось.

Старт строительства народных гаражей ознаменовался протестами жителей. В 2009 г. интересы недовольных граждан в коридорах власти озвучивал представитель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Была созвана специальная комиссия, в итоге 15 проектов было отменено. Сейчас продажи завершены в 40 народных гаражах, еще в 80 проектах места пока есть. Главной проблемой на сегодня является затягивание сроков сдачи многих объектов из за низкого спроса, который ведет к недофинансированию. Спрос не вырос даже после того, как стало известно, что гаражи скоро значительно подорожают. Претензиями покупателей полны гаражные форумы. Власти уверяют, что все начатые проекты будут завершены.

Гаражи — отдельно, народ — отдельно

Как стало известно в мае 2011 г., гаражи скоро перестанут быть народными. Само название «народный гараж» планируется сдать в архив. Но главную новость, что цены будут отпущены на свободу, озвучили совсем недавно — в августе. При финансировании проектов нагрузка будет переложена с бюджета на частные инвестиции. По сути программа «Народный гараж» трансформируется в новый формат коммерческих гаражей. Чтобы увеличить привлекательность этих проектов для инвесторов, им позволят не только свободно устанавливать цены, но и создавать на первых этажах сервисные предприятия: автосервис, шиномонтаж, мойки, магазины запчастей, склады для хранения шин и т. д. Себестоимость гаражей также вырастет, поскольку отныне к ним будет подводиться теплосеть.

Почем же отныне будет гараж для народа? Цены на машино-места вырастут в несколько раз и будут варьироваться в зависимости от района. По словам Константина Тимофеева, председателя Москомстройинвеста, себестоимость машино-места в народных гаражах уже сейчас в среднем составляет 700 тыс. руб. и продавать их по 350 тыс. руб. более невозможно. «Цена будет увеличена однозначно, — заявил он на пресс-конференции в РБК в середине августа, — и если кто то не готов купить гараж, он будет его арендовать». Арендная ставка на первых порах предположительно составит около 3 тыс. руб./мес., но пока неясно, будут ли власти как то регулировать ее уровень. Также обсуждается возможность продажи машино-мест в кредит. Впрочем, эти разговоры идут уже много лет, а банки все еще не готовы рассматривать машино-место как объект недвижимости, поэтому неясно, что может являться предметом залога при выдаче кредита.

***

По программе «Народный гараж» пока удалось ввести в эксплуатацию всего 38 объектов на 9 тыс. парковочных мест — это менее 1 % гаражного рынка столицы. До 2016 г. власти города планируют построить еще 350 народных гаражей (129 объектов на 50 тыс. мест уже строятся). Судя по всему, они будут выводиться на рынок уже под другим брендом и по менее демократичным ценам. 

Гаражный рынок в цифрах

  • По данным Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы и столичного Департамента экономической политики, на реализацию гаражной программы в 2011 г. выделено из бюджета 4,9 млрд руб.
  • Департамент ЖКХ и благоустройства за летние месяцы обустроил свыше 380 тыс. новых машино-мест во дворах, увеличив их общее число до 870 тыс. В основном новые машино-места создавались над теплотрассами. На эти цели израсходовано 15,5 млрд руб.
  • В Москве, по данным на начало лета, в общей сложности имеется около 1,021 млн мест для организованного хранения автотранспорта.
  • Из общего числа машино-мест 591 тыс. (на конец лета) имеется на плоскостных стоянках в рамках дорожной сети и внутри¬квартальных территорий, 400 тыс. — парковки в зданиях, в том числе в жилых домах, а также вблизи социальных и коммерческих объектов, 3 тыс. мест — на перехватывающих парковках.

Недвижимость и цены
Статья публиковалась под псевдонимом

Комментариев нет:

Отправить комментарий